Архивы рубрики ‘Обзоры’

МиГ-23: боевое применение » Неизвестная авиация

Боевое применение МиГ-23 связано с противоречивыми данными о многих победах и поражениях, представляемыми противоборствующими сторонами. Но что не подлежит сомнению — это сам факт широкого применения этих самолётов в разных военных конфликтах, в том числе в Афганистане, Ираке, Ливии, на самом юге Африканского континента и в Сирии.

Самолёт МиГ-23 одержал первую победу в июне 1978 года, когда МиГ-23М из 152-го ИАП ПВО принудил к посадке два иранских вертолёта CH-47 Chinook, вторгнувшиеся в советское воздушное пространство. Когда 1 сентября 1983 года перехватчик Су-15 уничтожил южнокорейский лайнер-нарушитель Boeing 747 над Сахалином, его действия «страховали» два МиГ-23М авиации ПВО.

Афганистан

Наиболее широко МиГ-23 применялись в Афганистане. Первоначально один полк МиГ-23МЛ (около 45 самолётов) был переброшен в Кабул, а позднее в 1986-1987 годах в Баграм. Самолёты практически повсеместно использовались в качестве бомбардировщиков, что стало, по сути, войсковыми испытаниями для определения ударной мощи МиГ-23МЛ. Позднее к МиГ-23МЛ присоединились более совершенные МиГ-23МЛД, остававшиеся в Афганистане с июня 1987 года и до вывода советских войск в 1989 году. МиГ-23МЛД были взяты из состава 168-го ИАП (Староконстантинов, Карпатский ВО), 979-го ИАП (Домна, Забайкальский ВО). Они действовали с аэродромов Баграм, Кандагар и Шиндад.
Многие из самолётов, действовавших в Афганистане, несли отметки боевых вылетов в виде белых звёздочек в носовой части, а один из пилотов, подполковник Анатолий Левченко, направивший свой подбитый МиГ-23 на сильную позицию ПВО противника, посмертно получил звание Героя Советского Союза.
В ходе конфликта советские МиГ-23 также вступали в схватки с пакистанскими F-16A в районе афгано-пакистанской границы. Было заявлено об уничтожении одного F-16 в 1987 году, но пакистанцы утверждают, что он стал случайной жертвой «дружественного огня». В инциденте, напомнившем случай 1978 года, советские МиГ-23МЛД, используя ракеты Р-23, сбили два иранских вертолёта AH-1J Cobra, нарушивших воздушную границу Афганистана.

Оценка боевых характеристик

Интенсивное боевое применение МиГ-23, особенно Сирией (против Израиля) и Ираком (против Ирана), привело к негативной оценке боевых качеств машины. В боях над долиной Бекаа значительное преимущество было на стороне американских истребителей F-15 и F-16, пилотируемых израильскими лётчиками. Аналогичным образом складывалась ситуация на раннем этапе ирано-иракской войны, когда иранские F-14 b F-4 показали серьёзное превосходство над иракскими МиГ-23.
Сейчас уже ясно, что эти результаты свидетельствуют о недостаточной тактической и лётной подготовке пилотов, а не о каких-либо недостатках МиГ-23. Следует также отметить, что экспортные варианты самолёта могли использовать только ракеты малой дальности. Проведённые в Израиле испытания МиГ-23, угнанного сирийским пилотом в 1989 году, сильно повлияли на данную ранее невысокую оценку самолёта. Израильских пилотов впечатлили простота управления бортовым оборудованием, хорошая управляемость на больших углах атаки и феноменальные разгонные характеристики, по которым в определённых случаях советский самолёт превосходил даже F-15 и F-16. Особенно израильтяне отметили простоту и удобство индикации информации от РЛС на лобовом дисплее.
Но основными достоинствами МиГ-23 были высокая скорость и отличные разгонные характеристики. Это позволяло ему наносить стремительный удар и на высокой скорости уходить от ответной атаки.

Боевое применение ливийских «Flogger»

Ливийские МиГ-23 впервые приняли участие в боевых действиях во время пограничного конфликта с Египтом в 1977-1979 годах, в ходе которого два МиГ-23МС были сбиты египетскими истребителями, одним из которых был МиГ-21.

F-4J из эскадрильи VF-74 «Be-Devilers» сопровождает ливийский МиГ-23МС в августе 1981 года.

Ливийские МиГ-23, и американские истребители вступили в схватку восемь лет спустя, когда 4 января 1989 года два МиГ-23МС были сбиты парой F-14A ВМС США из эскадрильи VF-32 «Swordsmen» с авианосца «Джон Ф. Кеннеди» (CV-67). Ливийские истребители взлетели с аэродрома под Тобруком и взяли курс на авианосец и прикрывавшие его истребители. Ливийцы несколько раз имитировали атаку на американские самолёты, провоцируя их. F-14 выпустили ракеты IM-7 Sparrow и AIM-9, и уничтожили оба МиГа.

Боевое применение иракских «Flogger»

Иракские МиГ-23 впервые приняли участие в боевых действиях во время военного конфликта с Ираном в 1980-1988 годах. Согласно некоторым источникам, иракские МиГи понесли существенные потери от иранских истребителей F-4 и F-14 – иногда даже указывается цифра в 78 самолётов! По другим данным, 16 МиГ-23 и МиГ-23МС были сбиты в 1980-1981 годах, а ещё 11 – в 1982-1988 годы.

На этом снимке, сделанным во время операции «Iraqi Freedom» в провинции Эрбиль на севере Ирака, видны останки 22 иракских боевых самолётов. Среди них доминируют МиГ-23, но видны также несколько МиГ-23УБ, один МиГ-25 и пара двуместных Су-22УМ.

С 18 по 29 января 1991 года на раннем этапе операции «Буря в пустыне» десять МиГ-23 и МиГ-23МФ были сбиты истребителями F-15C ВВС США. Во всех случаях использовались ракеты AIM-7M Sparrow. Ко времени вторжения в Ирак в 2003 году МиГ-23 уже были списаны.

МиГ-23 над Анголой

На заключительных этапах войны в Анголе на стороне FAPLA (ангольской народной армии) воевали МиГ-23МЛ, на которых летали кубинские пилоты. Эти МиГ хорошо зарекомендовали себя в схватках с южно-африканскими самолётами, не уступая, а зачастую и превосходя противника. Например, один бой произошёл 27 сентября 1987 года, когда два МиГ-23 перехватили и атаковали ракетами (Р-23Р или Р-60, точных данных нет) пару южно-африканских Mirage F1. Одна из ракет взорвалась достаточно близко к F1CZ с бортовым номером «206», нанеся ему повреждения. Пилот, капитан Артур Пирси, сумел довести свою машину до базы, но при посадке она получила ещё более серьёзные повреждения.
Несколько МиГ-23 FAPLA были сбиты повстанцами УНИТА с использованием ракет FIM-92 ПЗРК Stinger. Южноафриканские F1 также в нескольких случаях осуществляли пуски ракет по ангольским МиГам, но попаданий не добились.
После вывода из Анголы кубинских войск на МиГ-23 стали летать пилоты частной военной компании «Executive Outcomes» (EO). При отсутствии угрозы со стороны южноафриканских самолётов МиГ-23 стали использоваться для непосредственной поддержки войск, вооружаясь 40-кг баками с напалмом. Обычно в лётном состоянии находилось три или четыре МиГ-23, действовавших с аэродромов Лубонго и Сауримо. Пилоты ЕО никогда не летали вместе с ангольцами, которые на МиГ и Су проводили «собственные» операции.
Один из пилотов ЕО, невысоко оценивших МиГ-23МЛ в качестве штурмовика, писал: «Самолёт не мог нести ассиметричную боевую нагрузку… и если ты хотел выпустить ракету, то должен был выпускать две. При подвеске ПТБ два бомбодержателя под фюзеляжем использовать было невозможно». Но, с другой стороны, пилоты ЕО ценили МиГ за высокую техническую надёжность.

«Буря в пустыне». Хронология воздушной войны » Неизвестная авиация

Военная кампания в Персидском заливе была молниеносной, поскольку велась с использованием ряда современных боевых средств. В начале кампании все иракские вооружённые силы и ВВС были подавлены заметно превосходящими воздушными силами антииракской коалиции.
16 июля — 1 августа 1990 года. Ирак обвинил Кувейт в краже нефти.

И затем Хуссейн обвинил Кувейт и Объединённые Арабские Эмираты в агрессии и объявил Кувейт частью своей территории. Иракские войска сосредоточились у границы с Кувейтом. Спешные переговоры государств ни к чему не привели.
2 августа 1990 года — 16 января 1991 года. 2 августа в 2:00 иракские
войска пересекли границу и оккупировали Кувейт. ООН настаивала на незамедлительных действиях. Джордж Буш (старший) отдал приказ начать операцию «Щит пустыни», и самолёты ВВС США направились в регион.
Великобритания также объявила о намерении послать туда свои войска. Через шесть месяцев силы нескольких государств сконцентрировались в Саудовской Аравии, это была самая крупная мобилизация войск после второй мировой войны.

17 января – 25 января 1991 года. Когда истёк срок ультиматума ООН, вертолёты AH-64 Apache Армии США нанесли удар по позициям РЛС в Ираке, создав коридор, позволявший самолётам коалиции долетать до целей, минуя системы ПВО. Истребители F-117 с аэродромов в Саудовской Аравии разрушили базу ПВО на западе Багдада. Под прикрытием истребителей сопровождения, таких как F-15C, ударные самолёты Tornado IDS, F-15E и F-111 наносили удары по железным дорогам, коммуникациям и другим важным объектам. Произошло несколько воздушных боёв, потери коалиции были незначительными.
Ирак ответил пуском ракеты Scud по Дхахрану, но она была сбита ракетой ЗРК Patriot – это была первая атака с использованием баллистической ракеты. На конец дня 17 января силы коалиции совершили более 2000 боевых вылетов. В течение следующих нескольких дней ракеты Scud вновь запускались по целям в Израиле и Саудовской Аравии, но безуспешно. Разрушение аэродромов и связанных с ними объектов продолжалось, в то время как B-52 и A-10 наносили удары по целям в Кувейте. Началась «большая охота на Scud» — F-15E искали мобильные пусковые установки. Иракские ВВС несли тяжёлые потери. Корпус морской пехоты США использовал вертолёты AH-1W Cobra для нанесения ударов по наземным целям в Кувейте. Ракеты Scud по-прежнему запускались по позициям войск коалиции, но большинство из них было перехвачено ЗРК Patriot. Коалиция начала проводить атаки на укреплённые укрытия самолётов на аэродромах Ирака. Объединённые военно-морские силы захватили маленький остров Кварух близ Кувейта. В ответ на это иракские войска начали выливать в прибрежные воды нефть, что привело к образованию большого нефтяного пятна, это должно было помешать проведению морских операций коалиции в Персидском заливе.

26 января — 10 февраля 1991 года. Внимание коалиции было частично направлено на поражение целей на юге Ирака и в Кувейте и подготовку к наземным атакам. Иракское командование начало эвакуацию своих самолётов в Иран в надежде сохранить остатки ВВС; часть самолётов была сбита в пути.
Чтобы остановить слив нефти в воды Персидского залива три F-111 из 48-го тактического истребительного крыла провели точечную атаку на две перекачивающие станции с использованием управляемых авиабомб GBU-15.

Штурмовики A-10 Thunderbolt с мощной 30-мм пушкой GAU-8 Avenger уничтожали иракские бронетанковые силы, подбив множество танков. Двум А-10 удалось сбить иракские вертолёты.

К концу января более 100 иракских самолётов перелетели в Иран; несколько сбито. Иракские морские суда были уничтожены вертолётами ВМС коалиции. Самолёты Tornado продолжали наносить удары по иракским аэродромам, а F-111 начали непрерывные атаки на мосты, важные для тылового сообщения иракских войск. 30 января иракцы незначительно продвинулись в Саудовскую Аравию, но были остановлены с помощью вертолётов AH-1 Cobra и штурмовиков AV-8B. Одному иракскому отряду удалось захватить город Рас-эль-Хафджи, жителей которого успели эвакуировать. При освобождении города (30 января – 1 февраля) понёс первые потери Корпус морской пехоты США. Иракские танки уничтожались штурмовиками A-10 и вертолётами AH-1.
Войска коалиции продолжали наносить удары по иракским наземным частям, и к 30 января было объявлено, что коалиция добилась полного превосходства в воздухе над иракскими ВВС. Последующие удары наносились по войскам республиканской гвардии Ирака, 5 февраля сообщалось об уничтожении трети танков.
Ирак больше не предпринимал попыток проведения воздушных операций против коалиции. Самолёты В-52 с базы Королевских ВВС в Фейерфорде (Глочестер) начали атаки на иракские позиции.

11 февраля -23 февраля 1991 года. К этому времени систематические атаки на иракские передовые постепенно сокращались, и целью коалиции вновь стали иракские аэродромы. Британские Tornado начали применять бортовой инфракрасно-лазерный целеуказатель TIALD, благодаря чему американские F-15E уничтожили четыре подвижные пусковые установки Scud.
Инцидент, объявленный «несчастным случаем», произошёл 13 января, когда самолёт F-117 сбросил две бомбы лазерного наведения на бомбоубежище, приняв его за командный пункт. Но в нём, как оказалось, скрывалось мирное население. В результате было убито и ранено около 300 человек. Во время одной операции по уничтожению танков 46 самолётов F-111 – носителей управляемых бомб GBU-12 – уничтожили 132 танка. При этом коэффициент попаданий составил 71%.
15 февраля Ирак сделал заявление для прессы о выводе войск из Кувейта, но соглашение сорвалось, когда объявили условия вывода. Самолёты MC-130 начали сбрасывать сверхмощные фугасные бомбы BLU-82 Big Blue для уничтожения минных полей.
Президент Хусейн выступил с речью, обещая войскам коалиции большие потери, если те начнут наземное наступление. На следующий день президент Буш заявил, что если силы Ирака не покинут Кувейт 23 февраля к 20:00, то они будут выдворены оттуда силой. Руководство Ирака не торопилось выводить войска, при этом продолжая поджигать нефтяные разработки. Самолёты А-10, оснащённые ракетами Maverick, получили задание уничтожить вентили на трубах, чтобы предотвратить выливание нефти.

24 февраля — 28 февраля 1991 года. Бронетанковые дивизии США, Великобритании и Франции были готовы к скоординированному наземному наступлению, предусматривающему обход иракских позиций. Войскам удалось занять позиции практически незаметно для иракцев, которые не смогли поднять в воздух ни одного разведывательного самолёта.
24 февраля в 4:00 коалиции при значительной воздушной и артиллерийской поддержке нанесли удар по иракским частям в Кувейте и Южном Ираке. 2000 американских десантников из 101-й воздушной десантной дивизии на 100 вертолётах UH-60 Blackhawk и CH-47 Chinook в сопровождении ударных вертолётов проникли на 80 км вглубь Ирака.
На следующий день иракская республиканская гвардия нанесла контрудар, который был остановлен с помощью штурмовиков A-10 Thunderbolt. Вертолёты коалиции продолжали изматывать подразделения сухопутных войск Ирака, в то время как иракцы продолжали поджигать нефтепромыслы. Ирак запустил ракету Scud по Дхахрану, но она попала мимо цели и разрушила здание вблизи Хабара, где размещались американские войска. 28 солдат погибли и 89 человек были ранены.

На пресс-конференции на второй день войны генерал-лейтенант Чак Хорнер показывает видеозапись, снятую через прицел американского боевого самолёта во время налёта на иракские позиции. Прессу постоянно информировали о ходе боевых действий, распространяя таким образом нужную информацию.

26 февраля Саддам Хусейн заявил, что его войска уходят из Кувейта, который больше не является частью Ирака. Однако войска коалиции продолжали боевые действия. Утром иракские силы вышли из города Кувейт-Сити. Огромная колонна машин и бронетехники была обнаружена единой системой радиолокационного наблюдения и захвата (J-STARS), после чего по ней нанесли удар самолёты Корпуса морской пехоты США. К концу дня было уничтожено 21 иракское подразделение. На следующий день посол Ирака сообщил, что Ирак готов согласиться со всеми резолюциями ООН. Но президент Буш требовал подтверждения капитуляции от самого Хусейна.
Во время последнего налёта на Багдад два самолёта F-111F из 48-го тактического истребительного крыла сбросили две бомбы GBU-28 на важный подземный командный пункт на аэродроме Таджи к северу от Багдада. В полночь 28 февраля президент Буш объявил о прекращении огня. Узнав об этом, Ирак заявил о победе, но решил соблюдать условия прекращения огня. Война была окончена, и впервые воздушная мощь оправдала все возложенные на неё надежды. Она парализовала оборону и экономику Ирака, разрушила его инфраструктуру. Одностороннее воздушное военное превосходство было самым значительным в истории таких конфликтов.

Перл-Харбор, Сингапур и Филиппины: Неожиданное нападения японцев » Неизвестная авиация

Весь Тихоокеанский флот США на базе ВМС Перл-Харбор подвергся внезапному нападению японцев. Пока же американцы «зализывали раны», Япония развернула наступление на Тихом океане. Сам же выбор времени для проведения японских десантных операций направленных против Малайзии, Таиланда, Филиппин и всего Гонконга, был отнюдь не случаен.

Он был продиктован тем, что в то воскресное утро американский Тихоокеанский флот стоял на якоре в бухте Перл-Харбор (остров Оаху, Гавайские острова). Японское высшее командование сделало ставку на быстрое уничтожение британских и американских воздушных и морских сил на Дальневосточном и Тихоокеанском ТВД. Одержав победу, японцы надеялись договориться о мире, поскольку их промышленный потенциал намного уступал потенциалу противника.

План операции был следующим: 2:15 (токийское время, 8 декабря 1941 года) – высадка 25-й армии в Кота Бару (Малайя); 3:25 – операция на Гавайях (Перл-Харбор); 4:00 – высадка на перешейке Кра в Сингора и Патани; 8:30 – вторжение в Гонконг силами 38-й дивизии.

Второстепенной задачей был захват островов Гуам, Уэйк, Тарава, Науру и атолла Макин (острова Гилберта) в Тихом океане. Главной ударной силой, готовой к нападению на Перл-Харбор, были авианосцы «Кага», «Акаги», «Хирю», «Сорю», «Дзуйкаку», «Сёкаку». 7 декабря к 3:00 (по западному времени США) они находились в 320 км от острова Оаху.

В Перл-Харборе армейская авиация США потеряла 71 самолёт, Корпус морской пехоты – 30, ВМС – 60; погибли 2403 человека, 1176 были ранены.

В 5:45 истребители А6М2 (Zero) поднялись в воздух, вскоре после этого взлетели 1-я и 2-я ударные группы. Первоочередной целью был так называемый «линкорный ряд» — стоявшие на рейде Перл-Харбора один за другим американские линкоры. Истребители А6М2 и пикировщики D3A1 использовались для воздушного прикрытия торпедоносцев и ударов по аэродромам Уиллер, Хикам, Эва, Канеохе и гидроавиабазе на острове Форд. Новый американский радар SCR-270 на станции Опана в 7:02 обнаружил приближение противника, но операторы приняли его за американские самолёты, возвращавшиеся из учебного полёта. Они проинформировали об этом дежурного офицера, который, в свою очередь передал информацию далее по каналам связи, но было уже слишком поздно. В 7:50 японцы нанесли удар, ставший для американцев полной неожиданностью. Торпеды ударили по линкорам «Вест Вирджиния», «Аризона», «Оклахома», «Невада» и «Юта», крейсерам «Хелена», «Релей», «Калифорния», «Мэриленд» и «Теннеси». Все они, а также плавучая ремонтная мастерская «Вестал» были затоплены. Линкор «Пенсильвания», крейсер «Гонолулу», эскадренные миноносцы «Кассин», «Даунс» и «Шау» также получили повреждения, но остались на плаву. Американские авианосцы «Энтерпрайз», «Саратога» и «Лексингтон» находились вне бухты Перл-Харбор и избежали нападения.

Уэйк и Гуам

Японские силы, сконцентрированные на острове Трук (Каролинские острова), были готовы к захвату Уэйка, Гуама и архипелага Гилберта. Только на Уэйке они встретили ожесточённое сопротивление. Батальон морской пехоты под командованием майора Деверо смог продержаться на этом небольшом островке около трёх недель. 8 декабря бомбардировщики Mitsubishi G3M2 повредили на аэродроме Уэйка семь истребителей Grumman F4F-3, погибли 23 солдата морской пехоты. На следующий день G3M2 вернулись, чтобы нова бомбить острова Уэйк, Уилкс и Пил. Но первая попытка высадить десант 10 декабря была отбита при поддержке трёх оставшихся F4F-3. Горя нетерпением быстрее завершить операцию, японцы направили к Уэйку свои авианосцы «Сорю» и «Хирю». Тяжёлые удары палубных бомбардировщиков сломили сопротивление защитников, и 23 декабря гарнизон острова сдался.

Сиам и Малайя

6 декабря в 14:00 в 133 км к востоку — юго-востоку от южной оконечности Индокитая самолётом Hudson из 1-й эскадрильи австралийских ВВС были обнаружены японские силы вторжения. Для выяснения курса конвоя были посланы самолёты Hudson и Catalina, но им помешали плохие погодные условия. Бомбардировщики Mitsubishi Ki-21 и Kawasaki Ki-48 действовали быстро и эффективно: 8 декабря в 4:00 они нанесли удары по аэродромам Баттеруорт, Сунгей Патани, Пенанг и Алор Стар в окрестностях Сингапура. К вечеру того же дня 5-я и 8-я японские дивизии высадились в Сингора и Патани на побережье Малайи.
8 декабря в 17:35 для отражения десанта из Сингапура вышло соединение «Z» — английская эскадра адмирала Томаса Филипса, включавшая линкор «Принц Уэльский» и линейный крейсер «Рипалз». 10 декабря в 128 км к востоку от Куантана эскадра, шедшая без воздушного прикрытия, попала под удар японской авиации. В ходе точных и хорошо скоординированных атак японские самолёты G3M2 и G4M1 нанесли несколько бомбовых и торпедных ударов по этим кораблям. В 12:33 крейсер ушёл на дно, а через 47 минут его судьбу разделил и линкор. Разгром соединения «Z» положил конец участию английского флота в малайской операции.

На этой карте военных лет показана дислокация кораблей США в бухте Перл-Харбор. Эта база, как и близлежащий район Вайкики, готовилась, скорее, к празднованию Рождества, чем к отражению атак противника.

Запертый в Гонконге британский гарнизон сдался 25 декабря. К концу декабря положение британцев в Малайе крайне ухудшилось. Продвинувшись вдоль восточного побережья, японские войска 26 декабря прорвали оборону на реке Перак, 28 декабря взяли город Ипо, а 11 января 1942 года захватили столицу колонии – Куала-Лумпур. С помощью истребителей Nakajima Ki-43 (Type 1) Ki-27b (Type 97) японцам удалось завоевать господство в воздухе над британскими и австралийскими ВВС, защищавшими Малайю. Введение англичанами в бой истребителей Hurricane Mk IIA не изменило ситуацию. Британские колониальные войска под ударами японцев отошли за пролив Джохор на остров Сингапур, а 15 февраля 1942 года – капитулировали. В ходе этой кампании, ставшей самой трагической в британской военной истории и продолжавшейся 73 дня, погибло более 9000 английских солдат, а ещё 130 000 человек сдались в плен. Потери японцев составили 9284 человека, из них убитыми – около 3000. Было уничтожено 92 японских самолёта, потери английских и австралийских ВВС составили 390 самолётов.

Острова Лусон и Минданао

Около 160 американских и 29 филиппинских самолётов Дальневосточных воздушных сил США на Филиппинах 8 декабря 1941 года находились в полной боеготовности, когда японская авиация нанесла удар. Первая атака с участием Mitsubishi A5M4 была проведена на юге в Давао, за ней последовали атаки Ki-49 и Ki-21 на Багио и Тугуегаро на севере острова Лусон. В 12:45, когда над аэродромами поднялся туман, самолёты G3M2 и G4M1 в сопровождении истребителей A6M2 атаковали аэропорт Манилы.
В результате этих ударов было уничтожено 108 американских самолётов. Уцелело 17 бомбардировщиков В-17 и не более 40 истребителей Р-40, которым пришлось участвовать в боях в последующие несколько недель. 10 декабря японцы высадились на Апарри, 11 декабря – в Виган и Легаспи, 20 декабря – в Давао, 21 декабря – в заливе Лингайен, 24 декабря – в бухте Ламон. К тому времени остатки Дальневосточных воздушных сил эвакуировались в Австралию. 2 января 1942 года пала столица Филиппин – Манила. По приказу президента Рузвельта генерал Макартур 12 марта покинул Филиппины, оставив генерал-майора Уэйнрайта командовать вооружёнными силами США и Филиппин. 9 апреля американцы капитулировали на полуострове Батаан. В японский плен попало 78 000 солдат.

Бомбардировки Германии: Огненный шторм » Неизвестная авиация

Непрекращающиеся стратегические бомбардировки – днём американские, ночью — британские — превратили жизнь немцев в кошмар. Потери населения Германии в результате бомбардировок составили 593 тысячи человек. В 1944 году берлинцы мрачно шутили: «Кого можно считать трусом?» — «Жителя Берлина, ушедшего добровольцем на фронт».

Формально начало бомбардировок британских Королевских ВВС стало ответом на проведённые осенью 1940 года налёты люфтваффе на Лондон и другие английские города. И хотя они проводились с конца 1940-го, «эпоха стратегических бомбардировок» началась 14 февраля 1942 года, когда была утверждена соответствующая Общая директива №5, а через восемь дней главой Бомбардировочного командования был назначен маршал авиации сэр Артур Трэвис Харрис.

Ковровые бомбардировки

Артур Харрис стал главным энтузиастом и проводником концепции устрашения. Он изначально отказался от точечных ударов по объектам военной промышленности, поскольку они были возможны лишь в дневное время, а это неизбежно привело бы к увеличению потерь Королевских ВВС. Поэтому Харрис настоял на проведении ночных ковровых бомбардировок по большим площадям без учёта того, находились ли на них какие-либо объекты военного значения. Харрис изначально отдавал себе отчёт, что это приведёт к массовым жертвам среди мирного населения, но это, как он утверждал, подорвёт волю немецкого народа к сопротивлению и тем самым приблизит поражение Германии.
В апреле 1942 года бомбардировщики Харриса разбомбили жилые кварталы Ростока, в мае за ними последовал Кёльн, затем Кассель, Бремен и Дюссельдорф. Но налёты Королевских ВВС имели, скорее, моральное, не стратегическое значение, затраты же на строительство дорогих тяжёлых бомбардировщиков были колоссальны.


 
Самолёты «Авро «Ланкастер» поступили на вооружение ВВС Великобритании в самом начале 1942 года и стали основными тяжёлыми бомбардировщиками Королевских ВВС. На этом снимке: самолёты Авро «Ланкастер» эскадрильи №75 Королевских ВВС, готовые к вылету на боевое задание летом 1944 года.

Кардинальные изменения произошли в январе 1943 года на встрече Франклина Рузвельта и Уинстона Черчилля в Касабланке, где они договорились начать совместные стратегические бомбардировки Германии. При этом англичане брали на себя ночные ковровые бомбардировки немецких городов, в то время как американцы сосредотачивались на дневных точечных ударах по военных объектах (впрочем, о большой точности при существовавшем уровне техники речи идти не могло, бомбометание производилось по примерному району, где находилось предприятие). Первые налёты ВВС, в том числе на центры самолётостроения Швейнфурт и Регенсбург, были не очень удачными – слишком велики потери американцев.
И в целом стратегические бомбардировки 1943 года особого ущерба немецкой военной промышленности не нанесли, не смотря на то, что в ходе бомбардировок Гамбурга в июле-начале августа погибли около 45 тысяч человек.

И разверзся ад

Коренной перелом в ситуации начался с крупномасштабных боёв в небе Германии 20-25 февраля 1944 года, которые вошли в историю как «Большая неделя». В этих боях англо-американские ВВС потеряли 378 бомбардировщиков и 28 истребителей, а люфтваффе – 355 истребителей. Результатом боёв стало то, что люфтваффе окончательно утратили господство в воздухе. И хотя с конца апреля 1944 года ВВС союзников сосредоточили своё внимание на Франции, где предполагалась высадка десанта, им всё же удалось снизить ежемесячное производство синтетического топлива в четыре раза. Англо-американские ВВС возобновили стратегические бомбардировки в полном объёме в сентябре 1944 года. Ни ПВО, ни люфтваффе уже не могли им помешать. Практически безнаказанно самолёты бомбили Берлин, Кёльн, Нюрнберг и другие города, разрушая городские кварталы один за другим. 13-15 февраля 1945 года центр столицы Саксонии Дрездена был стёрт с лица земли, в «огненном смерче» погибло около 25 тысяч человек.


 
«Янки-дудл», бомбардировщик ВВС США под командованием Айры Икера, во время первой миссии бомбардировщиков В-17 «Летающая крепость» в Германию. 17 августа 1942 года.

25 апреля 1945 года стратегические бомбардировки были остановлены. В целом они не достигли ставившейся перед ними цели и не оправдали огромных затрат: с одной стороны, производительность германской военной промышленности росла до конца 1944 года, а с другой – бомбёжки не только не подорвали моральный дух населения Гамбурга, как утверждал Харрис, но наоборот: заставили немцев сплотиться перед лицом новой угрозы. Общая численность потерь гражданского населения Германии в результате стратегических бомбардировок союзников составила 593 тысячи человек, в том числе около 32 тысяч военнопленных. Кроме того, ещё 42 тысячи погибло на присоединённых к Германии территориях Австрии и Судетской области.

Операция «Приливная волна» » Неизвестная авиация

Крупнейшие нефтяные месторождения Румынии на полях города Плоешти в 56 километрах к северу от столицы, что в исторической области Валахия, и там же находившиеся нефтеперерабатывающие заводы, практически полностью работали на Германию; без этого горючего танки вермахта и самолёты люфтваффе не могли проводить активных операций.

Значение нефтяных полей Плоешти для немецкой армии было колоссально: 60% добывавшейся там нефти поступали на 8 местных нефтеперерабатывающих заводов, которые производили в год примерно 10 млн т горючего. Причём найти этому топливу замену Германия просто не могла, потеря Плоешти для вермахта стала бы катастрофой, которая могла бы повлиять на исход всей войны.

Планы США

Значение Плоешти неизбежно относило его к одной из первоочередных целей для стратегической бомбардировочной авиации стран антигитлеровской коалиции. Уже на второй день Великой Отечественной войны – 23 июня 1941 года – первый налёт на нефтяные поля провела советская авиация, а с января 1942 года американцы начали планирование бомбардировок. Первый пробный налёт ВВС США на Плоешти состоялся 11 июня 1942 года, в нём приняли участие 12 тяжёлых бомбардировщиков B-24D Liberator, действовавших с аэродромов Египта.

Американский бомбардировщик B-24 Liberator пролетает над горящим заводом по переработке нефти в Плоешти

Германское командование полностью отдавало себе отчёт о значение Плоешти, где генерал-лейтенант люфтваффе Альфред Герстенберг создал одну из самых мощных систем ПВО в Европе. Её основу составляли несколько сотен тяжёлых – 88-мм и 105-мм – зенитных орудий, не считая множества зениток меньшего калибра. Также в распоряжении генерала находились три истребительные группы – 52 машины Bf.109 и Bf.110. Передовой пункт обнаружения, который должен был засечь американцев, располагался в Афинах. ВВС США под руководством генерал-майора Карла Спаатса спланировали нанесение удара по Плоешти из Бенгази, эта операция получила название «Tidal Wave» — «Приливная волна». К операции были привлечены несколько групп. Главный удар должны были наносить две бомбардировочные группы 9-й воздушной армии США генерала Узала Энта (98-я и 376-я), также к операции привлекались три группы 8-й воздушной армии генерала Льюиса Бреретона (при этом 389-я бомбардировочная группа в срочном порядке перебрасывалась с территории США).
Все группы были оснащены тяжёлыми четырёхмоторными бомбардировщиками B-24 Liberator. Поднявшись с аэродромов в районе Бенгази (Ливия), они должны были пересечь Средиземноморское и Адриатическое моря, пройти близ острова Корфу, затем миновать горы Пинд в Албании, Южную Югославию, войти в воздушное пространство Юго-западной Румынии и повернуть на восток к Плоешти.

В воздухе бомбардировщики

1 августа 1943 года в воздух поднялись 178 бомбардировщиков B-24 из состава 8-й и 9-й воздушных армий: над Средиземным морем они развернулись в боевой порядок, предусматривавший их разделение на пять волн. Однако уже в этот момент немецкие радары засекли противника, что дало время Герстенбергу привести свою ПВО в полную боевую готовность. С самого начала операция стала давать сбои: из-за навигационной ошибки 93-я и 376-я бомбардировочные группы вышли не к Плоешти, а к Бухаресту. Попытка исправить ситуацию ничего не дала: до Плоешти долетели лишь 6 бомбардировщиков 376-й группы. Однако три оставшиеся группы – 44-я, 98-я и 389-я – также несколько потеряли ориентировки и при заходе на цель двигались не как было предписано, несколькими группами, а в достаточно плотных порядках. Это облегчило задачу немецким зенитчикам и истребителям, которые уже ждали американцев.

Рейд по бомбардировке Плоешти

Отбомбившись, B-24 легли на обратный курс, однако потери были серьёзными: из 165 добравшихся до цели самолётов 33 были сбиты огнём зенитной артиллерии, а ещё 10 – истребителями люфтваффе. На обратном пути ВВС США потеряли ещё 13 самолётов.
В ходе бомбардировок два нефтеперерабатывающих завода были сильно разрушены, а ещё два – выведены из строя примерно на полгода, в то же время два других пострадали незначительно, а ещё два – вообще не пострадали. По оценкам американцев, производительность заводов в Плоешти снизилась на 40%. Однако, поскольку многие очистительные заводы работали не на полную мощность, объёмы выпуска топлива уже через несколько дней вернулись к прежним показателям. В сентябре американцы констатировали: никаких сокращений выпуска продукции не произошло.