-

«ОДК-Климов» решило проблему импортозамещения …

Один из ведущих отечественных разработчиков газотурбинных двигателей для военной и гражданской авиации АО «ОДК-Климов» (входит в Объединенную двигателестроительную корпорацию госкорпорации «Ростех») решило проблему импортозамещения в своей области, а также улучшило технические характеристики замещаемой продукции. Как заявил исполнительный директор АО «ОДК-Климов» Александр Ватагин, ОДК проделала колоссальную работу в этом направлении .

«Климовым» и целым рядом других предприятий корпорации ОДК проделана колоссальная работа по импортозамещению, которую сложно чем-то измерить. Считаю, что вопрос надо рассматривать шире. Идет импортозамещение не только украинских изделий, но и изделий из других стран. Так, мы заместили самолетную и вертолетную версии двигателя PW-127, для реактивного двигателя РД-33 создали цифровую систему управления, заменяющую два агрегата, один из которых был украинский. Можно сказать, что РД-33 от Украины сегодня не зависит. И это не просто замена. Так как это новая система управления, она дала двигателю новую жизнь, и он по многим параметрам стал значительно лучше, — Александр Ватагин, исполнительный директор АО «ОДК-Климов».

Ранее российский вице-премьер Юрий Борисов заявлял об отсутствии зависимости от зарубежной продукции в области авиационного двигателестроения: «Ситуация с западными поставками кардинальным образом меняется. Мы решили проблему с авиадвигателями», — сказал он.

«Золотая идея»: двигатель для Ил-112В

Яркий пример импортозамещенной продукции «ОДК-Климов» — двигатель ТВ7-117СТ, сердце первого легкого военно-транспортного самолета Ил-112В, который в настоящее время проходит тестовые испытания.

«По сравнению с базовым двигателем ТВ7-117СТ получил увеличенную на 350 лошадиных сил взлетную мощность. Этот показатель теперь составляет 3000 лошадиных сил. Кроме того, силовая установка в чрезвычайном режиме может выдавать до 3600 лошадиных сил. В составе силовой установки двигатель ТВ7-117СТ работает совместно с воздушным винтом АВ112 (разработкой ПАО «НПП Аэросила» — прим. ТАСС), обладающим большей производительностью и позволяющим увеличить лобовую тягу», — рассказали в «ОДК-Климов».

Помимо этого, одной из особенностей инновационного двигателя является то, что созданная «ОДК-Климов» система автоматического управления контролирует не только работу двигателя, но и воздушный винт, то есть всю силовую установку воздушного судна.

«Такое совместное управление позволяет максимально полно использовать потенциал характеристик двигателя и винта, в целом повысить эффективность силовой установки. Двигатели ТВ7-117СТ собираются полностью из российских деталей, узлов и комплектующих», — уточняют представители компании.

За разработку оптимизированного узла привода винта перспективного турбовинтового двигателя ТВ7-117СТ для военной и гражданской авиации молодой конструктор АО «ОДК-Климов» Владимир Коржуков удостоен Национальной премии «Золотая идея», присуждаемой Федеральной службой по военно-техническому сотрудничеству.

Планируется, что «ОДК-Климов» также займется выпуском двигателей ТВ7-117СТ-01, которыми будет оборудоваться новый региональный самолет Ил-114-300. Применение унифицированного двигателя на самолетах Ил-112В и Ил-114-300 будет способствовать сокращению издержек в производстве и станет примером трансфера военных технологий в гражданский сектор.

Сам же новый российский транспортный самолет Ил-112В уже успел получить высокую оценку на Западе. Как пишет американский журнал The National Interest, российская машина по конструкции схожа с украинским Ан-140, но имеет лучшие показатели энергоэффективности, дальности полета и стоимости обслуживания по сравнению с конкурентом.

Успех в Азии: двигатель ВК-2500ПС-03

Еще одна машина, оснащенная двигателями «ОДК-Климов», — российский вертолет Ми-171А2 — также была по достоинству оценена иностранными специалистами, но уже в Юго-Восточной Азии. По итогам самого масштабного за всю историю демонстрационного тура вертолетов по пяти азиатским странам, прошедшего осенью этого года, министр промышленности и торговли РФ Денис Мантуров сообщил о заявках на покупку более 70 машин на общую сумму свыше $500 млн. «Полученные за месяц демотура заявки — наглядное подтверждение конкурентоспособности и востребованности российской гражданской вертолетной техники за рубежом, логичный результат комплексных мер правительства по поддержке российского гражданского экспорта на мировые рынки», — уточнил министр.

Новый российский вертолет Ми-171А2 оснащен силовой установкой с двумя ВК-2500ПС-03. Основными отличиями нового двигателя российских инженеров «ОДК-Климов» стали современная электронная система автоматического управления типа FADEC и противопомпажная защита. Инженеры утверждают, что отечественные вертолеты с двигателем предприятия практически защищены от отказа силовой установки, которая может возникнуть из-за мощных потоков воздуха, сильного снижения давления в условиях жаркого климата и мощного бокового ветра.

«За разработку ВК-2500ПС-03 петербургское предприятие получило приз и диплом конкурса «Авиастроитель года — 2017» в номинации «За успехи в разработке авиационной техники и компонентов», — уточнили представители «ОДК-Климов».

В настоящее время представители предприятия ведут активные переговоры с эксплуатантами вертолетной техники, которые до сих пор используют старые двигатели. В частности, им предлагают заменить старые двигатели на модернизированные модели, которые откроют для вертолетов типа Ми-17 и других машин этого класса принципиально новые возможности при их эксплуатации в высокогорных районах и районах с жарким климатом.

Кроме того, конструкторы и инженеры ведут разработку перспективного двигателя ВК-2500М. Его особенностями станут повышенная мощность при сниженной массе, модульность конструкции, возможность эксплуатации по техническому состоянию, при этом будет сохранена полная взаимозаменяемость с серийными двигателями ВК-2500 и ТВ3-117, что позволит модернизировать уже существующий парк вертолетов Ми и Ка и придать воздушным судам существенно новые эксплуатационные качества.

Вертолетный двигатель будущего

Исполнительный директор АО «ОДК-Климов» утверждает, что для двигателя будущего классическая схема не подойдет. По его словам, этот аппарат должен быть композитным, при его создании должны использоваться совсем другие материалы, по-иному должен решаться и вопрос генерации электричества. «Мы стремимся к тому, чтобы двигатель был «сухим», применялись газодинамические подшипники. Очень много есть наработок, которые в перспективе хотелось бы применить», — сообщил исполнительный директор «ОДК-Климов» Александр Ватагин.

Генеральный конструктор предприятия Алексей Григорьев также уверен, что рынок и прежде всего потребители сейчас ожидают от конструкторов прорыва в авиационных двигателях.

«К чему мы стремимся? Чтобы тот двигатель, который мы предлагаем потребителю, ничего не весил, не занимал никакого места, не ел топлива и желательно был просто черным ящиком, который поставил — и забыл про него: не надо иметь суперквалифицированный персонал, чтобы этот «ящик» эксплуатировать, не надо каждые 100 часов лезть ему в душу, — Алексей Григорьев, генеральный конструктор «ОДК-Климов».

По мнению генерального конструктора, основная задача, которая сейчас стоит перед инженерами предприятия, — пристально следить за теми решениями и нововведениями, которые появляются в процессе технологической революции, осмыслять их и превращать в продукт. «Каждый у себя дома — свидетель технологической революции: интернет вещей, умные дома, практически уже умные машины. Хотелось бы успеть стать частью этого процесса, а еще лучше — руководить им (в своей области, конечно). Не просто наблюдать за лучшим, а быть этим лучшим через новые решения, новые продукты», — говорит Григорьев.

Для справки

Акционерное общество «ОДК-Климов» — старейшее предприятие авиастроительной отрасли, которое является ведущим российским разработчиком газотурбинных двигателей полного цикла — от осевой линии до сертификации. На двигателях, разработанных на петербургском заводе, летают вертолеты Ми-8, Ми-14, Ми-24, Ми-17, Ми-35, Ка-27, Ка-31, Ка-32, Ка-52, а также реактивные самолеты-истребители МиГ-29.

Авиационная техника с силовыми установками «Климова» эксплуатируется в 80 странах мира. Климовские двигатели установлены на 85% отечественных вертолетов. Предприятие имеет конструкторское бюро, современную производственную и экспериментальную базы, испытательные стенды и сервисную службу. Штат сотрудников составляет около 2500 человек. В 2019 году заводу исполнится 105 лет.

 

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

Оставить комментарий