-

Российская авиация покажет бизнес-класс в сверхзвуке

Сверхвуковая гражданская авиация, которая будет стоить дорого, не укладывается в нынешний мировой тренд удешевления. Но применение таким самолетам может быть — в той же бизнес-авиации. Так считает эксперт ФБА «Экономика сегодня» Андрей Крамаренко.

Появление сверхзвуковых пассажирских самолетов в России ожидается в период между 2025 и 2030 годами. Об этом рассказал генеральный директор Центрального аэрогидродинамического института имени Жуковского, член-корреспондент РАН Кирилл Сыпало .

«Ну, наверное, если быть более-менее реалистичными, то я думаю, что это 2025-2030-е годы. Демонстраторы появятся раньше — где-то 2021 год, а в 2023-м, наверное, можно будет говорить о прототипе», — сказал Сыпало РИА Новости.

Директор ЦАГИ пояснил, что сегодня подход к разработке и проектированию таких самолетов заметно изменился по сравнению с периодом создания британо-французского «Конкорда» и советского Ту-144.

«Сейчас, на наш взгляд, это второй подход к снаряду, если хотите. Переход к сверхзвуковым и гиперзвуковым скоростям неизбежен. Ту-144 и «Конкорд» действительно были демонстрацией технологических возможностей. Сейчас подход системный — для начала изучаются именно экологические факторы воздействия, методы снижения воздействия этих летательных аппаратов на окружающую среду», — сказал Сыпало.

Говоря о двигателях для такого самолета, Сыпало отметил, что подобных силовых установок пока нет ни в России, ни за рубежом.
«И мы, и наши западные партнеры ориентируются, прежде всего, на военную авиацию или на некую модернизацию того, что создано в гражданской. Речь уже идет о многорежимных двигательных установках, двух или трехконтурных», — пояснил глава ЦАГИ.

Дешевле, чем в плацкарте

«Я хорошо отношусь к этим прогнозам, так как у руководителя ЦАГИ по роду обязанностей есть задача делать не только проекты настоящего, но и проекты будущего — даже если эти проекты не имеют ни технологических, ни экономических контуров», — говорит ведущий эксперт Института Экономики транспорта и транспортной политики НИУ ВШЭ Андрей Крамаренко, отмечая, что «это нормально — поддерживать любые инновационные проекты».

В остальном, говорит эксперт, вопрос сверхзвуковой авиации довольно «специфический». Нынешние дозвуковые самолеты достигли очень высокого уровня экономичности, сейчас путешествие по воздуху по издержкам стало сопоставимо с поездкой в плацкартном вагоне. Сегодня, как бы странно ни звучало, самолет — один из самых дешевых видов транспорта, заметил Крамаренко.

Мимо тренда

«Любая же сверхзвуковая авиация, во-первых, будет сталкиваться с технологическими проблемами. Разработка такой машины с нуля, вместе с силовой установкой займет не 10-12 лет, а гораздо больше, причем с негарантированным результатом. Во-вторых, надо понимать, что сверхзвуковая авиация будет куда более дорогой в эксплуатации — и в силу большего расхода топлива, ее неотработанности. Мировая же авиация движется в сторону меньших издержек, и предложить рынку продукт, который будет быстрей, но дороже — это в нынешний тренд не укладывается», — сказал эксперт ФБА «Экономика сегодня».

«В экономическую реальность пассажирского сверхзвука я практически не верю, по крайней мере, года до 2050», — добавил он.

В сторону бизнес-авиации

Тем не менее, вариант развития есть, это бизнес-авиация.

Когда у вас есть несколько сотен заказчиков, готовых платить за перевозку на сверхзвуке — это более жизнеспособный продукт, чем попытки делать обычный пассажирский сверхзвуковой самолет. Есть люди, готовые платить, есть рынок. Соответственно, если сверхзвук и будет куда-то двигаться, то в сторону бизнес-джета. Это отдаленная перспектива, речь — при финансировании и технологических решениях — может идти о горизонте в 15-20 лет, пояснил Андрей Крамаренко.

Что до возможностей отечественной научной мысли и индустрии, ситуация обстоит по-разному. Спроектировать самолет и силовую установку, скорей всего, получится. Что касается промышленности, тут все сложней, и уверенности в серийном производстве, а это не меньше сотни машин, нет. Организация постпродажного обслуживания — тут еще все более проблемно, отметил эксперт.

 

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

Оставить комментарий