-

Superjet для лучших в небе

Самолёт Sukhoi Superjet 100 стал наиболее распространённым 100-местным лайнером на отечественном рынке, при этом авиакомпания «Аэрофлот — российские авиалинии», уже получившая пять десятков бортов, законтрактовала ещё сто машин этого типа. В 2016 году, впервые проведя конкурс «Лучший в небе», перевозчик рассчитывал привлечь молодые квалифицированные кадры. Спустя три года конкурс проводит Федеральное агентство воздушного транспорта на площадке Ульяновского института гражданской авиации (УИГА) имени Главного маршала авиации Б.П . Бугаева — именно здесь установлен полнопилотажный тренажёр SSJ100. Приняв эстафету, Росавиация рассчитывает распространить конкурс на другие типы воздушных судов — молодёжь будет нужна и будущим эксплуатантам МС-21.

Претендентов больше, проверки строже

Состязание проходило 29 января на базе тренажёрного центра и факультета лётной эксплуатации и управления воздушным движением УИГА в два этапа: теоретическое испытание и выполнение упражнений на полнопилотажном тренажёре. Подходы к проведению конкурса, разработанные «Аэрофлотом», сохранились и на этот раз, однако в деталях есть заметные различия. Первый проректор по лётной подготовке УИГА Александр Потапов отметил, что в 2019 году конкурс претерпел изменения. «Немного усложнились упражнения, которые выполняют наши участники, больше вопросов по теоретической подготовке, жёстче требования по английскому языку, — перечислил он. — Плюс мы привлекли инструкторов из двух авиакомпаний, они проверяют [навыки курсантов — «АвиаПорт»] на тренажёре».

Теория включала четыре дисциплины: английский язык, метеообеспечение полётов, воздушная навигация и аэродинамика. Проекты тестов были согласованы в Росавиации. Помимо письменных ответов на вопросы, для членов конкурсной комиссии была предусмотрена возможность задать курсантам дополнительные устные вопросы. Оценки, выставленные по 10-бальной шкале, заносились в протокол.

На тренажёре курсанты демонстрировали свои навыки, выполняя по три захода на посадку в виртуальный аэропорт «Шереметьево». Первый — визуальная посадка, второй — заход по инструментальной системе ILS. На третьем этапе задание усложняется — заход надо выполнить в режиме raw data ILS (без директорных рамок). Метеоусловия имитировались умеренно сложные: видимость 2000 метров, нижняя кромка облачности — 200 метров. Во время каждого испытания в кабине находилось пять человек: два курсанта (один выполнял роль командира воздушного судна, другой — второго пилота), два пилота-инструктора, представлявших авиакомпании «Азимут» и «Аэрофлот — российские авиалинии», а также судья соревнования. После выполнения трёх заходов курсанты менялись ролями, затем к испытанию приступала следующая пара. В ходе испытания оценивались точность выполнения процедур и выдерживания параметров.

Спецификой конкурса было то, что курсанты не имели практического опыта пилотирования SSJ100. По факту, впервые они смогли познакомиться с самолётом менее, чем за месяц до конкурса, и то — заочно, изучая руководство по лётной эксплуатации и другие документы. Непосредственно осмотреться в кабине самолёта ребят пригласили в понедельник, за день до «зачётных» полётов. 40-минутный брифинг, ознакомительный полёт, в ходе которого можно было задавать вопросы инструкторам, и ночь на осмысление всего пережитого. Во вторник четыре курсанта из Санкт-Петербургского государственного университета гражданской авиации, а также пары курсантов из Ульяновского института гражданской авиации, Бугурусланского, Сасовского и Краснокутского лётных училищ уверенно выполнили поставленные задачи.

Взгляд на конкурс изнутри и снаружи

А. Потапов уверен, что самое главное — не соревнование, а общение между студентами, преподавателями. «Нам важны общение, обмен опытом, мониторинг знаний, возможность обучиться у других. По результатам теоретических испытаний можно сделать выводы о качестве программы», — полагает он.

Более конкретно высказался пилот-инструктор, командир эскадрильи самолётов SSJ100 авиакомпании «Аэрофлот — российские авиалинии» Евгений Хамитов. «Ребята все понравились. Им хватило брифинга, когда в течение 40 минут мы побеседовали, объяснили основные принципы управления, особенности самолёта, ответили на вопросы. После этого курсанты смогли «с чистого листа» выполнить полёты», — рассказал он. А второй полёт, уже не ознакомительный, а в рамках конкурса, показал, что курсанты смогли сделать выводы из предыдущего опыта. «Идеально всё пройти не может. Но в первый день с помощью подсказок, а потом самостоятельно все недочёты устранялись», — рассказал Е. Хамитов. Ответ на вопрос, взяли бы вы ребят в свой лётный отряд однозначен: «Да». Вторит ему коллега из авиакомпании «Азимут» Юрий Деев: «задача [у курсантов — «АвиаПорт»] была сложная. Первый день показал, что были ошибки, во второй день уже было видно, что ребята поработали над собой. Во время зачётных полётов мы только фиксировали всё, что демонстрировали курсанты. Получилось замечательно». Похвалой и для учащихся, и для их педагогов было замечание, что при разборе полётов инструкторы пришли к выводу, что молодые ребята показали технику пилотирования, близкую к рядовому пилоту авиакомпании.

В свою очередь, выступая 30 января перед участниками конкурса, заместитель руководителя Росавиации Олег Сторчевой поблагодарил ребят, которые решились побороться за звание «Лучшего в небе». «Спасибо за то, что показали хорошие результаты, — отметил он. — Наши инструкторы, которые проводили оценку, оставили хорошие отзывы». О. Сторчевой также обратил внимание, что «зачастую в СМИ звучат замечания, что мы плохо учим, что у нас слабые выпускники». По его мнению, результаты испытаний эти обвинения полностью опровергают. «Но я ни по одному курсанту не слышал, чтобы «не получалось», у всех хороший результат», — констатировал замруководителя ведомства.

По мнению О. Сторчевого, конкурс в первую очередь важен для самих ребят, так как ставит перед ними высокую планку и открывает новые горизонты. Александр Васищев, второкурсник Бугурусланского лётного училища, отмечает, что конкурс позволил пройти дополнительную подготовку, впервые познакомиться с тренажёрами современных гражданских воздушных судов. «Сам тренажёр очень хорош для пилотов, которые только окончили училище или академию и собираются осваивать этот тип, он эмулирует самолёт на 95%», — говорит курсант. Валерий Колесников из Санкт-Петербургского государственного университета гражданской авиации также поделился впечатлением относительно тренажёра, дополнив, что на нём реализованы практически все отказы, все случаи, которые могут произойти на земле и в полёте, что позволяет эффективно готовить будущих пилотов. «Тренажёр очень достойный, — говорит он. — Да и сам самолёт открывается нам с каждым днём изучения документации, полётов на тренажёре, общения с людьми, которые эксплуатируют его, всё с новой и новой стороны».

Не Superjet единым

Можно сказать, что конкурс свои задачи выполняет: он даёт объективную оценку программам подготовки учебных заведений гражданской авиации, повышает интерес курсантов к современному отечественному лайнеру. Однако в Росавиации и подведомственных учебных заведениях на вопрос смотрят шире и уже планируют развитие конкурса.

Так было высказано мнение о том, что помимо Superjet 100 конкурсы нужно проводить и на других типах воздушных судов, в частности на выпускном Diamond DA-42, тренажёры которого есть и в Ульяновске, и в Санкт-Петербурге. О. Сторчевой дополнил, что по мере выхода на воздушные трассы МС-21 в учебные заведения также поступят тренажёры этого лайнера. «И мы также будем проводить конкурс на МС-21», — пообещал он. Если же смотреть шире, то конкурсы профессионального мастерства могут быть распространены и на другие специальности, полагает замруководителя Росавиации. Он не исключил, что в будущем соревноваться будут и курсанты, обучающиеся на авиадиспетчеров.

Что же касается обеспечения квалифицированными кадрами авиакомпаний, эксплуатирующих Superjet 100, О. Сторчевой напомнил, что сегодня перевозчики получают большое количество таких машин и среди их эксплуатантов «Аэрофлот», «Азимут», «Ямал», «Якутия», «Газпромавиа», Специальный лётный отряд. «На сегодняшний день количество пилотов в авиакомпаниях требуют поставки дополнительных тренажёров Sukhoi Superjet, чтобы проводить переучивание и периодическую подготовку, сейчас тренажёров уже не хватает», — констатировал он. Решением проблемы может стать поставка дополнительных тренажёров в учебные заведения гражданской авиации.

Участники и победители конкурса «Лучший в небе»

Награждение победителей конкурса состоялось 6 февраля в рамках VI Национальной выставки инфраструктуры гражданской авиации NAIS 2019.

Участники УИГА
Ознобихин Егор Витальевич
Орловский Михаил Сергеевич
Чернов Олег Александрович
Чеховских Сергей Викторович
Аюпов Марат Тагирович
Никитин Александр Игоревич

Участники СПбГУ ГА
Кондаков Андрей Алексеевич
Колесников Валерий Павлович
Казарин Александр Анатольевич
Остапов Иван Владимирович
Васищев Александр Игоревич
Неклюдов Пётр Иванович

Победители
3 место Кондаков Андрей Алексеевич, СПбГУ ГА
2 место Орловский Михаил Сергеевич, УИГА
1 место Ознобихин Егор Витальевич, УИГА

 

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

Оставить комментарий