-

СВВТ прирастает «Турецкими авиалиниями»

Авиакомпания Turkish Airlines, крупнейший международный перевозчик на российском авиарынке, 6 марта подписала соглашение с АО «Транспортная Клиринговая Палата» (ТКП) о вступлении в Систему взаиморасчётов на воздушном транспорте (СВВТ). В тот же день было заключено соглашение и с компанией «Сирена-Трэвел», открывшее продажи почти в 18 тыс. терминалах в России, странах ближнего и дальнего зарубежья . Все стороны рассчитывают на существенный рост бизнеса: авиакомпания — за счёт доступа к обширной сети продаж в регионах России, ТКП и «Сирена-Трэвел» — за счёт сотрудничества с игроком мирового масштаба. Дальнейшие планы подразумевают присоединение Turkish Airlines к проекту М2 и взаимодействие с российской распределительной системой по внедрению продаж с использованием стандарта NDC.

Мероприятие, посвящённое подписанию соглашений между авиакомпанией Turkish Airlines с «Транспортной Клиринговой Компанией» и «Сиреной-Трэвел», прошло в Москве накануне первых весенних праздников. На церемонию были приглашены аккредитованные в СВВТ крупные туроператоры, представлявшие регионы присутствия турецкой авиакомпании. Для всех сторон это событие можно считать знаменательным. Turkish Airlines, которая в 2018 году обслужила более 75 млн пассажиров, стала крупнейшим участником СВВТ. Важно отметить, что этот перевозчик уже не первый год удерживает статус иностранной авиакомпании номер 1 на российском рынке: выполняя полёты в десять городов нашей страны, Turkish Airlines планирует как дальнейшую экспансию в новые регионы, так и увеличение частотности полётов по существующим линиям.

До настоящего времени продажи в России через агентскую сеть турецкий перевозчик осуществлял в системах Amadeus, Sabre и Travelport, причём на первую приходилось около 45% выпущенных через GDS билетов, доли второй и третьей были на уровне 25-30%. В распределительной системе «Сирена-Трэвел» ресурсы Turkish Airlines были доступны в рамках сотрудничества с Travelport, однако по этому каналу продавалось только около 1% билетов. Такая ситуация могла бы вполне устраивать перевозчика, если бы его интересы ограничивались столичным регионом и Санкт-Петербургом, где все глобальные распределительные системы представлены достаточно широко. Но в других городах покрытие «Сирены-Трэвел» больше, поэтому актуальная для авиакомпании региональная экспансия требовала поддержки в виде широкой сети продаж за пределами МКАД и КАД.

И президент ТКП Михаил Баскаков, и заместитель гендиректора Turkish Airlines по маркетингу и продажам Ахмет Олмуштур (Ahmet Olmuştur) подчеркнули, что соглашение готовилось долго. «Мы подписали соглашение о намерениях в 2011 году, прошло немало времени, и сегодня мы завершаем этот процесс», — сказал А. Олмуштур, поставив подпись под документом. М. Баскаков рассказал «АвиаПорту», что столь длительный подготовительный этап потребовался ТКП для формирования привлекательных коммерческих условий для агентской среды. «Принципиальный момент — почему столько времени шла работа? Экономику создавали, — пояснил он. — Если вы агенту экономику создаёте — он с вами работает. Не буду углубляться в то, что такое incentive и как это работает. Это было ключевым моментом, и именно поэтому так долго шли переговоры».

Стимулирование агентов стало необходимым условием для сохранения и наращивания доли в продажах. До недавнего времени «Сирена-Трэвел» не брала booking fee, что делало её весьма привлекательным каналом дистрибуции для авиакомпаний; в то же время на стимулирование агентов средств не было. М. Баскаков считает, что теперь удалось нащупать баланс между величиной сборов с перевозчиков и агентским вознаграждением. «Для авиакомпаний она [предложенная «Сирена-Трэвел» схема — «АвиаПорт»] оказалась лучше, чем платить GDS, а для агента она будет как минимум не хуже, чем им GDS предлагают. То есть мы вошли в спред и сейчас готовы переиграть рынок. Получится или не получится — время покажет, но когда есть экономическая база — как правило, всё срабатывает», — полагает он. Ранее такой подход уже был реализован «Сиреной» с десятком авиакомпаний-партнёров из стран СНГ, первопроходцем же стал проект с «Аэрофлотом» в Германии, где агентской сети было предложено конкурентоспособное вознаграждение.

Об эффективности экономического рычага заявляет и Марина Володина, коммерческий директор «Сирена-Трэвел». «Что касается дистрибутивного контракта, который мы сейчас подписали, что сказать… очень экономичный контракт вышел», — констатировала она. Однако обратная сторона медали — возможность для «Сирены» нарастить продажи и рыночную долю, в том числе за пределами России. По словам М. Володиной, турецкая сторона заинтересована даже в том, чтобы завести российскую распределительную систему на свой домашний рынок. Безусловно, прямые продажи остаются наиболее привлекательными с точки зрения оптимизации затрат, а агентские продажи через «Сирену» будут обходиться перевозчику дешевле, чем через западные GDS. Также, по словам А. Олмуштура, к числу крупнейших рынков для Turkish Airlines относится Германия, где у российского провайдера традиционно сильные позиции.

Дальнейшее развитие сотрудничества стороны видят в двух направлениях. Одним из масштабных проектов ТКП является создание многосторонних интерлайн-соглашений М2, и в настоящее время ведутся переговоры с Turkish Airlines о присоединении к нему. Вице-президент АО «Транспортная Клиринговая Палата» Андрей Ларченко рассказал «АвиаПорту», что завершение всех процедур ожидается в ближайшие два месяца, после чего в рамках системы начнётся файлирование трансферных тарифов с учётом набора перевозчиков в каждом аэропорту и рейсов, предлагаемых турецкой компанией. «Думаю, к июню всё будет охвачено», — оценил он сроки. Важно, что шесть из десяти пунктов, куда в настоящее время летают «Турецкие авиалинии», уже участвуют в М2. Ещё две воздушные гавани — в Краснодаре и Сочи — находятся на стадии вступления в проект, и вскоре в «клуб М2» вступит аэропорт Казани.

Что касается технологического аспекта, то в ТКП и «Сирене-Трэвел» рассчитывают на развитие сотрудничества с перевозчиками с использованием стандарта NDC. «Мы принципиально договорились, что будем развивать сотрудничество в использовании NDC. Это нам даёт [возможность продавать — «АвиаПорт»] допуслуги, брендовые тарифы и прочее. Это большой технологический рывок», — отмечает М. Баскаков. Он также напомнил, что сегодня «Сирена-Трэвел» — единственный на российском рынке игрок, имеющий сертификат NDC четвёртого уровня.

Оценить потенциал роста продаж, открывающийся вследствие подписания соглашений, достаточно сложно. А. Олмуштур ожидает прироста перевозок в 2019 году на 10-15% относительно прошлого года, не выделяя факторы, которые повлияют на рост продаж. Также масштаб нового бизнеса не готовы оценить в ТКП и «Сирене-Трэвел». Однако все стороны испытывают оптимизм: «надеюсь, бизнес будет расширяться, надеюсь, все мы заработаем», — констатировал М. Баскаков.

 

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

Оставить комментарий